Итоги погрузки ОАО "РЖД" за март

Погрузка на сети РЖД снижается: по оперативной информации монополиста, опубликованной 1 апреля, в марте этот показатель составил 105,3 млн тонн, что на 3,5% меньше год к году. Грузооборот за март 2024 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,8% и составил 220,4 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился на 7% и составил 273,5 млрд т-км, говорится в сообщении РЖД. 
«На протяжении последних лет на фоне введённых санкций и ограничений происходит общее снижение отправок грузов на экспорт, в том числе железнодорожным транспортом.

По итогам 2023 года отправки грузов на экспорт железнодорожным транспортом сократились на 3,8%.
В текущем году негативная динамика сохраняется, что оказывает общее отрицательное влияние на показатели работы железнодорожного транспорта. В первом квартале 2024 года на сети ОАО “РЖД” было погружено 295,9 млн тонн, что на 3,1% меньше аналогичного периода прошлого года», — рассказал vgudok.com руководитель аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency Александр Слободяник.
Как следует из данных РЖД, больше всего за первые три месяца года потеряли уголь, различные виды руды, лом чёрных металлов, а также строительные грузы. При этом из 9,7 млн тонн общих потерь 8,7 млн были недогружены на южном направлении. Наблюдаются уменьшение грузовой базы и у портовиков, и у автомобильных перевозчиков.

По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, если речь идёт об экспортно-импортных перевозках, то необходимо учитывать изменения мировой конъюнктуры рынка.
«Например, каменный уголь, руда ориентируются на мировые цены, и сегодня они чувствительнее к любым колебаниям за счёт дорогой логистики. Если брать портовиков и угольщиков, то сегодня Тамань не готова падать в цене, чтобы принять на себя дополнительные объёмы. Угольщики, возможно, готовы были бы отгрузить здесь дополнительные объёмы с учётом дефицита инфраструктуры на Восточном полигоне, но сейчас это невозможно — они не могут между собой договориться. Вот так мы третий месяц не грузим на Тамань и задаёмся вопросом “почему падают отгрузки”. Вот, пожалуйста, пример того, что мы могли бы догрузить» — сказал г-н Иванкин.

Эксперт обратил внимание, что на северо-запад сегодня каменный уголь не поедет — слишком дорого, Восточный полигон объективно весь объём взять не может, а Тамань не готова опускаться по ставкам, что и там делает логистику отрицательной и невыгодной для угля. В то же время, если хотя бы 5 млн тонн угольщики могли бы за три месяца дополнительно отгрузить через этот южный порт, то показатели уже были бы другими.
В то же время на скорость и объёмы обработки грузов в портах влияет и ряд других факторов: взаимодействие с железной дорогой, погодные условия, адаптация к очередному пакету санкций, а также дисбаланс в подводе-отводе вагонов, в том числе за счёт большого количества брошенных поездов.
Но если погрузка падает у РЖД, порты теряют в грузообороте, а у автоперевозчиков всё высокая стоимость услуг и кошмарная ситуация с кадрами не даёт везти больше, куда уходят невывезенные по ЖД и не обработанные портами грузы? 
«Где-то объективно, где-то субъективно, но погрузка падает. Однако нельзя сказать, что нет груза или у нас с этим проблема. Угольщики, не имея возможности попасть на рынки сбыта из-за жёсткой логистики, просто снижают объёмы выработки. Как только произойдёт снижение цены логистических услуг, либо вырастет стоимость груза на внешних рынках, то можно ожидать и увеличения отгрузки», — сообщил г-н Иванкин, добавив, что тренд на глобальное снижение экспорта пока не сформировался, хотя предпосылки есть. 

По словам г-на Слободяника, на фоне общей негативной динамики происходят изменения в структуре экспортируемых грузов и основных направлениях грузопотоков. Например, сокращается экспорт угля в основные дружественные страны-потребители — Китай и Индию.
Ограничение экспорта ряда нефтепродуктов также оказывает отрицательное влияние.
При этом отправки на внешние рынки удобрений и зерна активно увеличиваются. Однако по объёму грузовой базы они несопоставимы, поэтому наблюдается общее снижение показателя.

Источник: Vgudok, 01.04.2024